Утилизационный сбор
Если кто-то еще этого не знает, то сообщаем — начиная со второго полугодия истекшего года Россия живет уже по новым правилам. С 22 августа Российская Федерация совершенно официально стала членом ВТО и уже с 1 сентября на территории страны введен так называемый «утилизационный сбор».
Так называется вид налога, который уплачивают все импортеры, занимающиеся ввозом на территорию страны любых колесных средств транспорта. Его введение почти полностью изменило правила ведения нашего бизнеса. И многие участники данного рынка до сих пор не смогли уяснить, кто и в каких размерах должен уплачивать.
По идее, вступление нашей страны во Всемирную Торговую организацию должно было бы принести бизнесу облегчение в сфере таможенного регулирования. Всеобщие ожидания концентрировались в области понижения таможенных пошлин на импорт автомобильной техники. Однако их одномоментного снижения так и не произошло. Сегодня действует семилетний переходный период, начинающийся с даты вступления России в ВТО. А вот утилизационный сбор стал реальностью уже сегодня, при этом он ликвидировал возможные выгоды участников рынка. Ведь уплачивать его обязаны не только предприятия-импортеры автотехники, но и вполне отечественные производители.
В чем смысл данного налога? Его уплата при осуществлении ввоза импортной автотехники подразумевает в дальнейшем бесплатное осуществление выслужившего свои сроки автомобиля или специальной техники на колесном шасси. Собственно, данный сбор можно толковать как хотя бы частичное осуществление компенсации уменьшения таможенных пошлин на ввоз и некоторую степень защиты отечественных производителей автотехники от масштабного наплыва подержанных иномарок.
В то же время введение утилизационного сбора в теории обязано помогать повышению уровня локализации компаний, работающих в сфере промышленной сборки. Так, теперь в списке операций обязана наличествовать не только крупноузловая «отверточная» сборка, но и достаточно сложные процессы, такие как сварка кабин и их окраска. И, похоже, что требуемый результат был достигнут, так завод «Volvo Trucks» в Калуге уже заявил о начале возведения нового производства в соответствии с новыми требованиями. Инвестиции в проект превысят 4 миллиарда рублей.
Утилизационный сбор еще является и инструментом борьбы за экологию. Больше половины отечественного грузового парка состоит из машин, которым уже исполнилось 20 лет и больше. Они являются серьезным фактором загрязнения окружающей среды. Еще почти пятая часть грузового автопарка находится в возрасте от 16 до 20 лет, они тоже не отличаются завидными экологическими показателями. В общем, если посчитать, то реальную угрозу для экологии представляют больше трех четвертей грузовиков, бегающих по нашим дорогам.
Специалисты посчитали, что только загрязнение воздуха этими машинами выступает в качестве причины примерно 6 процентов смертей в нашей стране. Это около 80 тысяч человек за год. В сумме это в три раза больше, чем погибает в течение года на наших трассах в ДТП. И с этой точки зрения введение утилизационного сбора для России является несомненным благом. На сегодня уже в трех из каждых четырех регионов нашей страны запущены центры по утилизации старых машин. И количество их продолжает увеличиваться.
Не следует ждать, что, как часто случается в нашей стране, утилизационный сбор может быть отменен. Всем лучше постараться адаптироваться к новым правилам игры, чем пассивно ожидать их изменения.
Комментариев 2