Вызовы рынка автобусов
9-03-2014, 23:14
- Авто новости
- Александр Новикович
- 1 341
- 1
Существующая ныне ситуация на отечественном рынке автобусов характеризуется чрезвычайно жесткой конкуренцией. В первую очередь это сказывается на отечественных производителях. Им для того, чтобы сохранить собственные позиции, необходимо в максимальных объемах воспользоваться всеми существующими возможностями. Выбирать особо не из чего — сохраниться на плаву смогут исключительно те фирмы, которые способны учесть запросы клиентуры, постоянно расширяя линейку моделей.
В целом рецепт успеха трудно назвать сложным. Решающим фактором будет принятие правильных решений, но вот о том каких именно — чуть ниже. Несколько слов о главных трудностях, с которыми сталкиваются в настоящий момент компании-производители автобусов. Как уже было сказано выше, одной из главных трудностей выступает все время усиливающаяся конкуренция. Во многом эта ситуация вызвана все время усиливающимся наплывом импортных автобусов. Защита от импорта, к сожалению, совершенно недостаточна, а уж если говорить о сегменте автобусной техники дальнего следования, то там она отсутствует как класс. Так, например, за последний год в значительных объемах выросли поставки в страну иностранных моделей автобусов туристического назначения и для междугородних перевозок.
Всего их доля составила до 90 процентов. И именно в данном сегменте отечественные производители практически лишились возможности действовать. Весьма широк ассортимент, автобусной техники с пробегом, постоянно применяется демпинг со стороны производителей автобусов из Азии. Все это ставит отечественные компании в неравноправное положение, поскольку существуют пошлины на импортные комплектующие, а вот на готовую технику они отсутствуют. С сожалением приходится констатировать, что при сохранении нынешних тенденций отечественные производители окажутся вынужденными уйти из данного сегмента и оставить его в полной власти зарубежных поставщиков. Да, сегодня автобусный парк России характеризуется крайней изношенностью. Свыше половины единиц насчитывают более 15 лет в эксплуатации, среди автобусов международного назначения доля таких машин превышает 55 процентов.
Однако имеется и положительный опыт в решении этих вопросов. Самыми эффективными стали программы совместного финансирования при закупке региональными властями средств автомобильного транспорта, в первую очередь — автобусов. Происходили они с условием компенсации 70 процентов произведенных затрат не из региональных, а из федерального бюджета. Подобная схема сильно способствовала обновлению региональных автобусных парков.
А вот следующие программы, приведшие к введению утилизационного сбора и по совместному финансировании. автобусной техники на газомоторах, поставленных целей не достигли. В качестве основных причин их неудачного применения выступала недостаточная готовность региональных инфраструктур к реализации перечисленных программ, а также слишком поздний срок их обнародования и целый ряд ошибочно принятых параметров.
Предложенная в истекшем году программа совместного финансирования по обновлению региональных пассажирских парков должна учитывать необходимость законодательных ограничений сроков в течении которых допустима эксплуатация автобусов. Степень информации о потребностях и реальных возможностях региональных структур должна быть достаточно высокой. В программу крайне желательно включить компенсации по созданию объектов инфраструктуры, которая бы позволила ввести в эксплуатацию все те же автобусы на газомоторах. Также необходимо предусмотреть применение схем лизинга и льгот в области финансов при реализации подобных программ. Крайне важно в первую очередь для производителей автобусов, чтобы соответствующие нормативные документы оказались бы принятыми не позднее начала первого квартала того года, в течение которого программы должны были бы быть реализованы.
Комментариев 1