Панацея для мегаполиса
Спасут ли современные информационные транспортные системы улицы российских городов от пробок и заторов? Ведь урбанизация в нашей стране не останавливается, и большинство экспертного сообщества вполне однозначно высказываются о последствиях этой объективной тенденции.
За два прошедших десятилетия число городов в Российской Федерации возросло на 6 процентов. При этом почти в три с половиной раза возросла доля населения, которое проживает в крупных городах, имеющих более полумиллиона жителей. Одновременно в стране произошло увеличение численности автомобильного парка больше, чем в два раза, многие заказывают подбор автомобиля здесь. И можно констатировать, что степень автомобилизации страны практически сравнялась по основным показателям с таковыми же у стран Восточной Европы. Подобные процессы отнюдь не несут исключительно блага, хватает и весьма негативных явлений. Потери от них могут достигать до 8 процентов от всего ВВП России. О каких явлениях идет разговор?
В первую очередь о предельной перегруженности дорожной и уличной сети, которая сильнейшим образом отражается на гражданах страны и на ее экономики. Вследствие постоянного роста трафика, происходит постоянное снижение средних скоростей движения, а значит и перевозок пассажиров и доставки грузов. Это, в свою очередь, обуславливает нарушение правильного сообщения, массовым потерям времени и огромному перерасходу топлива. Как итог — прогрессирующие снижение качества услуг в транспортной сфере. Кроме того, увеличение автомобильного трафика приводит к образованию гигантских заторов, производящих массированные выбросы в воздух различных загрязняющих его веществ. Возрастает число конфликтных ситуаций на трассах. Ну и, конечно, увеличивается и количество ДТП, в том числе с человеческими жертвами. Все вместе взятые, эти факторы причиняют огромный экономический ущерб, снижают уровень безопасности на дорогах и угрожают окружающей среде и здоровью граждан.
Существует ли способ решения подобных проблем? Да, на сегодня он есть. Называется он «интеллектуальная транспортная система», в сокращении - «ИТС».
Впервые они зародились в Японии, Сингапуре и Республике Корея. Есть их элементы и в Соединенных Штатах — в Нью-Йорке, Бостоне и Лос-Анджелесе, а также во Франкфурте-на-Одере и австралийском городе Брисбене.
ИТС является результатом системной интеграции современных коммуникационных и информационных технологий, совмещенных со средствами автоматизации и включенных в транспортную инфраструктуру. Целью ее является повышение уровня безопасности и увеличение эффективности транспортных перевозок. В более конкретном отображении можно сказать, что с помощью ИТС осуществляется регулировка движения на улицах обслуживаемого ею города. Контакт ее с людьми происходит с помощью светофоров, карт оплаты услуг, систем оповещения на общественном транспорте. Для городских властей ИТС предоставляет информацию с включенных в нее видеокамер. Но полезнее всего ИТС для водителей. Через GPS они могут в любой момент получать данные о загруженности тех или иных трасс и о существующих вариантах объезда. Есть и множество других возможностей, для перечисления которых тут просто не хватило бы места.
В России внедрение ИТС началось достаточно поздно. А точнее — совсем недавно. Уже в этом году ИТС должна появиться в столице, стоимость его оценивается в 210 миллионов долларов. Базовой навигационной системой его будет выступать отечественный ГЛОНАСС.
В дальнейшем можно ожидать распространения положительного московского опыта и на другие города нашей страны.
Комментариев 1