10 фактов о «Ниве»
Пятого апреля 1977 года на Волжском автозаводе с конвейера сошла первая серийная автомашина ВАЗ-2121с колесной формулой 4х4. Она получили название «Нива». Выпускалась она тогда с корпусом «062 СКП». Ее можно было без преувеличения назвать первым на планете внедорожником, относящимся к малому классу.
Работы над ее созданием были начаты еще в 1970 году. Их инициатором, подразумевая получить «машину для деревни» стал Предсовмина СССР А.Н.Косыгин. Ему требовался вариант «Жигулей», но имеющий полный привод и способны передвигаться в условиях российского сельского бездорожья. Изначально разработчики и собирались ограничиться увеличением дорожного просвета «Жигулей» и оснащением модели полным приводом. Однако, все же решили создать машину принципиально новой конструкции. Итак, десять фактов из жизни «Нивы».
1. То, что, якобы, кому то досталась «Нива» из первой партии — это миф. Все 50 новых машин, собранных в начале 1976 года распределялись по организациям в разных районах СССР. Эксплуатация их проводилась под надзором разработчиков, собиравших замечания к машине. И вот день рождения первой серийной машины — именно пятое апреля 1977 года.
2. Первые «Нивы» стоили 9000 рублей, чуть меньше, чем «Волга». После подорожания всех советских легковушек в 1979 году, цена возросла до 10 300 рублей. Спрос упал и старую цену вернули. В стране продавали только пятую часть «Нив», остальные шли на экспорт. А вот то, что за границей ее продавали дешевле, чем в СССР — миф. «Нива» с бензиновым двигателем в Германии начала восьмидесятых стоила 22 тысячи марок, дизельная — 26 тысяч. В Англии — 8000 фунтов, примерно 12 000 долларов.
3. За границей «Нива» продавалась всегда в другой комплектации, чем дома. Крыша была высокой, зеркала — панорамными, колесные диски — расширенные, резина специальная, плюс задние дворники. Складные задние сиденья и анатомические передние. Кроме того, вшивались люки, добавлялись расширители колесных арок, менялись радиаторные решетки и лебедки. Машина высоко ценилась за границей.
4. Немцам, которые хотели купить «Ниву» приходилось записываться в очереди. То же самое было нормальным явлением по всему социалистическому лагерю. А в 1989 году, японские автомобильные гиганты преподнесли Петру Прусову — руководителю проекта «Нивы» проспект «Suzuki Vitara», на котором была дарственная надпись «Крестному отцу этой машины».
5. «Нива» имеет немалое число высокогорных рекордов. Еще летом 1998 года машина своим ходом сумела подняться на Эверест до расположенного на высоте 5200 метров базового лагеря. Через годы в Тибете автомобиль одолел 5726 метров. Попытка англичан побить наш рекорд не удалась.
6. «Нива» покорила Северный полюс. Это случилось в 1998 году в апреле. Машину сбросили с парашютом, после чего она завелась и доехала до полюса своим ходом. Обычная серийная «Нива» 15 лет работала в Антарктиде, обслуживая станцию «Беллинсгаузен». Всего она пробежала 11 800 километров.
7. Были у модели и рекорды в спорте. В «Париж-Дакар» 1981 года, наш автомобиль получил третье место в классе внедорожников. И в том же году машина выиграла «Ралли Туниса» и «Ралли Алжира». Были и другие рекорды. А в «Ралли Фараонов» 84 года наши модели заполонили подиум полностью.
8. Звездный год «Нивы» - 1985. Первое место в ралли «Камерун», «Алжир», «Вэлли», «Маквей-1000». В 1986 года весь подиум австралийского «Вин-сафари». Результат — увеличение продаж «Нивы» в Австралии в два раза, в Австралии — в шесть.
9. Самая необычная «Нива» - амфибия «ВАЗ-2122». Он был создан для рыболовов и охотников, если верить официальной версии. На самом деле — для армии си спецслужб. Военным он знаком как «Прототип «Река». А еще был микрогрузовик «Капрал». Увы, дальше экспериментального образца он не пошел.
10. Самая оригинальная «Нива» - машина, собранная специально для цирка Никулина. Прославилась она благодаря настоящим медведям. Номер назывался «Ехали медведи на машине».
Комментариев 1