Зачем и кому необходимы международные права и как их получают?
Одной из самых популярных тем на автомобильной направленности форумах, особенно тем, которые посвящены туристическим вояжам за рубежи нашей родины, является возможность выезда за границу на автомобиле и получение машины в прокат в других государствах. На одной стороне насчитывается множество водителей, которые по их словам многократно выезжали за рубеж «по ламинату», на другой — ряды тех, кто на этой почве серьезно пострадал в финансовом отношении. Попытаемся внести ясность в этот достаточно запутанный вопрос с юридической и практической точек зрения.
Итак, разговор пойдет о документе, который без лишних волнений и траты нервов даст возможность беспроблемно передвигаться на собственных колесах за рубежами России. Как показывает практика, российские национальные водительские права отнюдь не во всех случаях вписываются в законодательство, касающееся дорожного движения иных государств.
Водительские права существующего международного образца служат в качестве дополнительного документа, прилагающегося к российским удостоверениям на право вождения средств транспорта. В сущности, они выступают в качестве перевода содержания российского удостоверения на восьмерку основных международных языков — английский, арабский, французский, польский, испанский, китайский, португальский и немецкий. Подтверждением сказанного является тот факт, что действительность МВУ — международного водительского удостоверения признается только при одновременном предъявлении водительских прав, которые были выданы в РФ и если номер МВУ соответствует номеру отечественного водительского удостоверения. Поэтому, если предполагается зарубежная поездка «на колесах» то в бардачке лучше лежать обоим удостоверениям, иначе возможны неприятные неожиданности. Интересно, что выданное на российской территории МВУ на ней не действует. Нужные отечественные права.
Сегодня в ГИБДД выдаются международные удостоверения нового образца. Пока действительны и старые. Замена производится постепенно в соответствии с окончанием действия прав старого образца.
Новые МВУ оформляются в виде книжки форматом «А6». Заполняться они могут и с применением различных печатающих устройств и от руки. Применяются только арабские цифры и латинский шрифт. Лицевая сторона документа служит для указания даты выдачи удостоверения, срока его действия, наименования выдавшего документ органа и названия субъекта Российской Федерации, в котором удостоверение было выдано. Дополнительно на лицевой странице проставляются номер и серия отечественного водительского удостоверения. Затем произведенные записи скрепляются круглой печатью и подписью, выдавшего документ сотрудника ГИБДД.
На внутренней странице (втором листе) указывают имеющиеся ограничения на право вождения транспортного средства, если таковые существуют. Внутренняя страница на третьем листе используется для размещения данных о владельце удостоверения (ФИО, дата и место его рождения, адрес регистрации или же места проживания). Графы с разрешенными категориями отмечаются с помощью овальной печати. Оставшиеся категории вычеркиваются.
Основанием для выдачи МВУ служит отечественное водительское удостоверение. Экзаменов для его получения сдавать не нужно. Срок действия МВУ составляет 3 года с момента выдачи. Следует уточнить, что срок действия международного водительского удостоверения не может быть большим, чем срок, в течении которого действительны отечественные права. Это означает, что если российские права получателя МВУ будут действовать еще два года, то МВУ ему будут выданы тоже только на два года. Поэтому рекомендуется получать МВУ одновременно с внутренним водительским удостоверением. Местом получения международного удостоверения служат региональные подразделения ГИБДД согласно месту регистрации водителя или адресу его регистрации. Содержимое пакета документов, необходимое для получения водительского удостоверения международного образца, можно выяснить там же. Размер госпошлины, уплачиваемой за выдачу МВУ, составляет тысячу рублей. Как правило, она оплачивается через Сбербанк или же через терминалы, которые размещаются непосредственно в отделениях ГИБДД.
Процедура оформления МВО занимает около 40 минут (без учета времени, затраченного на стояние в очереди) и производится на месте, непосредственно после представления необходимых документов.
Часто задается вопрос — зачем нужно получать МВУ, если согласно Венской конвенции 1968 года определен единый стандарт документа, дающего право на управление транспортным средством? А отечественные права последнего образца полностью соответствуют требованиям международного законодательства в данной области? И по той же конвенции, в этом случае владелец удостоверения имеет законное право без МВУ передвигаться по территории всех государств, подписавших эту конвенцию.
К сожалению, в данном случае теория довольно резко расходится с практикой. В первую очередь дело в том, что многие национальные законодательства позволяют выдавать в прокат автомобили иностранным гражданам исключительно при наличии у последних МВУ. Вдобавок, наличие МВУ в обязательном порядке прописывается в договорах страхования.
Есть и другие подводные камни. Зачастую при выезде за границу на своем ТС ряд посольств требует для выдачи визы предоставление МВУ. А, скажем,в Италии, иностранце за отсутствие МВУ может получить штраф до 300 евро включительно. Таковы печальные реалии.
Как видим, даже в странах участницах Венской конвенции могут быть серьезные проблемы в этом вопросе. А ведь она подписана далеко не всеми даже европейскими странами. Есть еще Женевская конвенция 1949 года, там без МВУ никак нельзя. И есть страны, где и МВУ не действуют, так что при выезде за рубеж стоит внимательным образом выяснить данный вопрос.
Комментариев 0