Топливное соперничество

  • Разместил: avtodudu;  
  • Прочитано: 1 191;  
  • Дата: 4-05-2014, 19:16;  
Топливное соперничество


О том, как соперничество и взаимодействие независимых АЗС и ВИНКов воздействует на обстановку с топливом в России.

По данным статистики, на территории Российской Федерации работает на сегодня более 21000 АЗС. Примерно две трети из них, то есть 14000, находятся в собственности независимых владельцев. Все остальные — так называемым ВИНКам - «вертикально интегрированным нефтяным корпорациям». К сожалению, такая характеристика, как качество продаваемого топлива выходит за пределы поля зрения статистики. Парадоксально, что среди множества экспертов с рынка ГСМ преобладает мнение об улучшении их качества, примерно такое же количество знатоков утверждает, что позитивных сдвигов не наблюдается.

В целом определенность отсутствует. И даже данные статистики трудно назвать точными, часто встречаются такие определения как «около» и «примерно». Хотя одна коллизия в сегменте ГСМ была обозначена в ушедшем году весьма заметно. Разговор идет о новом витке противостояния между находящимися во владении частников АЗС и ВИНКами. Не слишком явно назревавшее недовольство хозяев АЗС монопольной политикой ВИНКов конвертировалось в создание новой организации - «Некоммерческого партнерства «Независимые отечественные нефтяные трейдеры».

Нужно признать, что неприязнь к монополиям красной нитью проходит через всю историю человечества. Независимые нефтяные трейдеры, по их собственному мнению, сегодня контролируют более половины рынка розничных продаж ГСМ. По их же словам, такая ситуация препятствует монополии в ценообразовании на топливо и имеет огромнейшее значение в осуществлении социально ориентированной политики, обеспечивающей соблюдение интересов потребителя. Однако множество скептиков, не понаслышке знающих реальную ситуацию, высказываются совсем другие мысли. А именно о том, что процент частников-владельцев АЗС заметно снизился бы за последние годы, не поддерживай их такой государственный орган как ФАС. Именно она выступает в роли того спасательного круга, помогающего независимым трейдерам удержаться на плаву. Тренд вполне очевиден. Доля независимых АЗС на рынке падает с каждым годом. А главной причиной такого явления выступает снижение уровня рентабельности их работы. И серьезные проблемы, независимые трейдеры испытывают в период топливных кризисов. Хотя это и не единственная причина трудностей.

Статистика показывает, что прибыль максимальна зимой, показатель ее достигает 25 процентов. Но ведь и оборот в этот сезон оказывается в полтора раза меньше летнего.

А вот как только московский НПЗ встал на ремонт, сразу же наблюдался взлет оптовых цен, в первую очередь на бензин. Вследствие такого явления размер маржи упал ниже 10 процентов. Для любого хозяина АЗС очевидно, что это значение находится на пороге покрытия затрат содержания компании. И поэтому последовало массовое закрытие частных АЗС.

Отлично известно, что в первую голову ВИНКами обеспечиваются ГСМ сети собственных автозаправок. А независимые АЗС снабжаются по остаточному принципу. Также не нужно забывать, что для ВИНКов доступен перенос акцента на прибыль в оптовое звено с розничного, без снижения общей величины маржи на этапе от НПЗ до заправки.

Независимые трейдеры-розничники такой возможности начисто лишены. Ну не способны они к ценовой конкуренции с нефтекорпорацими. Ведь они как раз у последних свой товар и покупают. Потому не следует удивляться фактам «бодяжничества» на некоторых частных заправках, то бишь подмешиванию в продаваемое топливо различных добавок, снижающих его реальную стоимость. Данный сценарий выступает одной из основных причин, застопоривших развитие программ франчайзинга, довольно активно стартовавших еще в самом конце прошлого века. Было нарушено обязательство обеспечения оговоренных стандартов обслуживания клиентуры. Справедливости ради следует сказать, что вина лежит на обеих сторонах. Поскольку фактом является то, что ВИНКи выкатили независимым трейдерам чрезвычайно жесткие цены на опт, даже с учетом поставок товара на реализацию. Но и франчайзеры, недовольные низким уровнем прибыли, стали покупать ГСМ на стороне, с целью понизить себестоимость, что было явным нарушением контракта. Результатом стала, по сути, ликвидация столь многообещающего франчайзингового проекта в Российской Федерации. Все что от него осталось, это еще единичные АЗС, которые были в свое время перекрашены в узнаваемые цвета серьезных брендов. Но к реальному состоянию дел это уже не имеет никакого отношения. Причем большинство экспертного сообщества сходится во мнении, что одномоментного разового решения в описанной ситуации просто не существует. Хотя проблемы продолжают стремительно накапливаться. И разногласия между сторонами принимают все более острый характер.

Розничный рынок ГСМ в России знал разные времена. Но всем известно, что высокие значения маржи являются главной характеристикой успешности предприятия. На сегодня порог ее значения для розницы в частных АЗС равен примерно 15 процентам. Это неплохой показатель, ведь гораздо чаще он не поднимается выше процентов 7, то есть полутора-двум рублям с одного литра топлива. Случаются парадоксальные сценарии, когда розничная цена оказывается ниже оптовой. И частник лишается возможности маневра в виду отсутствия люфта. Так что главная проблема частников сегодня — жесткость ценовых рамок. Все это вместе взято и обусловило стремление «независимых» к объединению. Что благо не только для потребителей, но и для полумиллиона человек, работающих сегодня на этих частных АЗС.

Понравилось? Расскажите друзьям:



Дополнительно читайте:
ТЮНИНГ АТЕЛЬЕ
СУПЕРКАРЫ
Опрос
На чем вы передвигаетесь?


Популярное на сайте