Что год прошедший нам готовит?
За три квартала прошедшего года выпущено на 2,5 процента автобусов меньше, чем за период с января по сентябрь предыдущего. Впрочем, изначально было ясно, что результаты продаж будут ниже, чем прошлогодние. Кроме того, снизились показатели импорта и новых и подержанных автобусов и грузовых автомобилей. Снизилось и собственное производство. В этой ситуации очень хотелось бы понять, чего можно ожидать от наступившего года.
Все же для основных отечественных производителей автотранспорта коммерческого типа показатели предыдущего года внушали осторожный оптимизм. Почти все из них завершили год пусть с небольшим, но плюсом. Общие показатели выпуска на 2562 единицы превысили прошлогодние. Спору нет, 1,3 процента не слишком убедительная динамика, но все же, все же. Коллективы производителей поверили в себя и приготовились к штурму новых высот.
И начало года вроде бы подтверждало их настроение. Однако, уже по итогам первого квартала показатели начали затяжное падение. Как сообщил Росстат, за первые шесть месяцев 2013 года выпуск грузовиков снизился на 4,8 процента, а в автобусном сегменте — на 2,9 процента. В июне вроде бы начало выправляться положение с грузовиками, а вот по автобусам показатели продолжали ухудшаться. И именно итог по трем кварталам стал определяющим для года в целом. Всего за девять месяцев прошедшего года отечественные предприятия произвели 145 тысяч новых грузовых автомобилей. Это на 5,5 процента меньше показателей аналогичного периода предыдущего года.
Наглядным примером положения в отрасли служит ОАО «КАМАЗ». У него наблюдаются те же проблемы, что и у коллег по бизнес-процессу. Так, за первые 8 месяцев прошлого года реализация грузовиков упала на 12,1 процента. Это притом, что весь отечественный рынок грузовых автомобилей снизился до 52 тысяч единиц, а это уже на 35 процентов ниже прошлогодних показателей. Но по сравнению с конкурентами положение «КАМАЗа» выглядит еще очень неплохо, и он остается для них в недосягаемости — поскольку его доля в соответствующем сегменте рынка по результатам 8 месяцев составила 45 процентов, это при 33,3 процента в предыдущем году.
Снизился и объем выпуска пассажирского автотранспорта. Всего за три квартала произведено 39.3 тысячи единиц в этом сегмента, что меньше показателей ушедшего года на 2,5 процента. В сентябре спад производства только усугубился — с конвейеров сошло 5,1 тысячи пассажирских автомобилей, что на 7,2 процент ниже показателей аналогичного периода 2012 года. Если сравнивать сентябрь 2013 и сентябрь 2012, то и тут динамика производства будет отрицательной. Показатели 2013 упали на 2,5 процента. И это при поголовном практически распространении потребительских кредитов у нашего населения.
Принимая во внимание все перечисленные выше тенденции, представителями экспертного сообщества была произведена коррекция прогнозов выпуска коммерческой автомобильной техники за весь год еще до подведения окончательных итогов. Большинство аналитиков сошлось во мнениях о том, что общий объем сегмента грузовых автомобилей выпущенных в России за весь 2013 год не превысит 202 тысяч единиц. Основная доля сохранится за отечественными марками машин, прогноз отводит им 171 тысячу единиц. Оставшиеся 31 тысяча будут представлены иностранными моделями отечественной сборки. Автобусный парк сможет пополниться примерно 57 тысячами вновь произведенных машин от микроавтобусов до сочлененных городских моделей. Из них отечественные модели составят не менее 47 тысяч.
Стоит сказать и о последствиях вступления нашей страны в ВТО для автомобильного рынка. После этого знакового события и введения в действие утилизационного сбора большинство экспертов прогнозировало падение продаж автомобильной техники, что и произошло. Рынок лихорадило в течении всего года и результаты третьего квартала не стали исключением. Так, рынок грузовых автомобилей просто рухнул на целые 32 процента. Причем плохо пришлось отнюдь не только отечественным моделям. Введение утилизационного сбора практически намертво перекрыло кислород украинскому КрАЗу, а ведь для него российский автомобильный рынок являлся стратегическим. Очень неплохо ощущавший себя белорусский МАЗ начал быстро утрачивать свои позиции. Его сбыт за три квартала рухнул на 53 процента. А в сентябре показатели реализации упали еще в два раза и составили только 570 новых машин.
Сплошными минусами пестрит и отчетная статистика по легковушкам, а ведь это непременно аукнется и на спросе на большегрузные автомашины. Ведь автовозы не понадобятся для доставки легковых автомобилей в салоны, меньше станет нужно цистерн для подвоза ГСМ на заправки, не нужно будет столько фур для перевозки запасных частей и так далее. Прогнозы предсказывают минус в реализации легкового автотранспорта равный 5,1 процента по сравнению с 2012 годом.
Также экспертами предсказывается и сокращение сегмента тяжелых грузовых машины свыше 16 тонн грузоподъемностью на 20 процентов или же на 82 тысячи единиц. Реализация автобусной техники упадет по сравнению с 2012 годом на 10 процентов. В общем, куда не кинь, всюду клин.
С первого взгляда заметно похудение изданий, в которых размещаются объявления о продаже подержанных грузовых автомобилей. Наблюдается данная тенденция в течение всего прошедшего года, меньше подобных объявлений стало и в Сети. За это мы все должны сказать дружное «спасибо» все тому же утилизационному сбору, напрочь лишившему привлекательности столь популярный раньше ввоз б/у иномарок. За первое полугодие показатели данного процесса упали вдвое. В общем и целом во всех сегментах рынка статистика не радует. И хотя прежде чем начинать посыпание головы пеплом стоит дождаться окончательного подведения итогов ушедшего года и только потом начинать построение прогнозов на текущий, но общая ситуация никакого оптимизма не внушает.
Комментариев 0