Студеные трассы Приобья
Немало в нашей стране присутствует территорий, на которых автомобильному транспорту приходится функционировать в экстремальных условиях и в плане качества автотрасс, и в отношении климатических факторов. В значительной мере сказанное касается и работы транспортного парка крупнейшей нефтегазовой компании России - «Сургутнефтегаз».
Думается, что многим автомобилистам нашей страны будет полезно ознакомиться с опытом такой работы. Перевозки компании осуществляются дочерней фирмой «Сургутнефтетранссервис». Соответственно об ее работе и пойдет речь. Каждый день, автотранспортные колонны, принявшие на борт десятки тысяч работников «Сургутнефтегаза» направляются с автовокзалов из городов Лянтор и Сургу, поселков Нижнесортымский и Федоровский на разрабатываемые месторождения. Доставка автобусами производится только при существовании на маршруте нормальной автомобильной трассы. И везде, где холдингом возведены базы обслуживания или технологические объекты большого масштаба, проложены автомобильные трассы с качественным бетонным или асфальтовым покрытием. По ним и перевозят людей пассажирские многоместные автобусы. Если же дорог с прочным покрытием нет, доставку осуществляют с помощью автобусов повышенной проходимости. Вахтовые перевозки на сегодня производятся на 950 транспортных единицах. Парк пассажирских машин состоит из таких марок как «Karosa», «МАN», «УАЗ», «Ikarus», «НефАЗ», «ПАЗ», «Урал», «ЛиАЗ», «КАвЗ». В последний год к списку добавились принадлежащие холдингу «Irisbus» машины «Crossway». Техника, работающая в экстремальных условиях сибирского климата должна соответствовать особым требованиям.
Вся конструкция автобусов для Севера должна эффективно противостоять резким колебаниям автомобильного давления, существенным ежесуточным температурным перепадам, огромной силы ветрам и все это при повышенном уровне влажности. Поэтому обычная техника тут не годится, нужны единицы, имеющие специальное оснащение. Такие создаются на базах обычных моделей с проведенным утеплением салонов и усиленными техническими характеристиками силовых установок и прочих агрегатов. Все машины, осуществляющие для «Сургутнефтегаза» вахтовые доставки оборудованы двойным остеклением, которое обеспечивает не только герметичность, но и за счет воздушной прослойки резко снижает утечки тепла из салона. Утепляются также и пол и крыша и боковины. Зачастую, водительское кресло отделяется от салона перегородками, поэтому кабина водителя оборудуется дополнительным обогревателем. Надежность пуска двигателя даже после длительных стоянок обеспечивается специальными средствами, такими как импульсный накопитель энергии. Частым случаем является установка кондиционеров. Все автобусы оборудуются тахографами с целью мониторинга условий работы водителя. Связь обеспечивается рациями, имеющимися на каждом транспортном средстве. По отзывам водителей, хорошей репутацией пользуются автобусы «Karosa», десятилетие назад ставшие первыми иномарками, прошедшими адаптацию к условиям Крайнего Севере и Сибири. Многие виды оборудования, считающиеся дополнительными, у этих моделей входят в базовую комплектацию. Среди них теплозавесы у входных дверей, двойное остекление, защита тормозных колодок, обогрев воздушных и топливных магистралей и т. п.
Так же высоко и водителями и ремонтниками оцениваются эксплуатационные характеристики различных моделей «MAN», в частности «Lion’s Classic» и «Lion’s Coach».
Скажем, «MAN Lion’s Сlassic» разрабатывался изначально для дальних пассажирских перевозок. Поэтому уделено большое внимание вопросам комфорта - в частности машины оборудованы индивидуальными системами кондиционирования, системами регулируемого наклона кресел, складывающимися столиками и целым рядом иных приспособлений, незаменимых на маршрутах значительной протяженности. Хорошо отзывается водительское сообщество и о вахтовых машинах нового образца «Crossway». Среди их достоинств называют комфортабельность салона, отличную плавность хода, продуманную эргономичность водительского места и мощную систему жизнеобеспечения пассажиров. Неплохо показали себя на средних и ближних дистанциях отечественные машины, а именно северные специальные модификации дорожных автобусов «КавЗ» и «ПАЗ», относящиеся к малому классу, а также «ЛиАЗ» и «НефАЗ» двенадцатиметрового размера. Справляются с поставленными задачами и ветераны вахтовых перевозок - «Ikarus» венгерского производства, которые доживают свой век на этих трассах.
Для доставки к дальним месторождениям, к которым еще не успели проложить трассы с твердым покрытием по зимникам и грунтовкам применяют вахтовые полноприводные машины с колесными формулами 6х6 и 4х4. Шасси повышенной проходимости позволяют таким машинам преодолевать заснеженную целину, заболоченные и песчаные участки редколесья, форсировать незначительной глубины овраги и даже реки. Базовые образцы таких транспортных единиц оснащаются системами блокировки дифференциалов, централизованными устройствами регулировки давления в шинах, повышенной надежности трансмиссией и подвеской. К этому при необходимости добавляется лебедка и мощная силовая установка.
Постоянным поставщиков вахтовой автомобильной техники для «Сургутнефтегаза» является АЗ «Урал». В этой же роли выступает и Нефтекамский автозавод.
Сегодня средний возраст единиц, входящих в транспортный парк компании колеблется в районе 6 лет. Это очень неплохой показатель не только для компаний нефтегазового сектора, но и любой автотранспортной фирмы. Обновление парка происходит непрерывно. Работа парка характеризуется высокой эффективностью и минимальными показателями простоя, что говорит об отличной организации работы даже в экстремальных условиях.
Комментариев 2