Автопарк нового периода. Грузовики
Всего двух слов достаточно для того, чтобы обозначить наиглавнейшую задачу, стоящую сегодня перед всеми отечественными участниками рынка коммерческого автомобильного транспорта. Наш грузовой автомобильный парк устарел. Он устарел просто катастрофически. И эта проблема является уже настолько серьезной, что для ее решения нужны скоординированные решения и действия не только участников рынка перевозок, но, безусловно, и государства.
Как бы ни восставали против последнего теоретики «невидимой руки рынка». После вступления нашей страны в ВТО многими экспертами ожидался взрывной рост продаж иномарок, который должен был явиться следствием снижения размеров таможенных пошлин. Тем не менее, данный сценарий не был реализован. Тренд был частично нейтрализован введением утилизационного сбора, который внес в работу рынка некоторый хаос. И, тем не менее, невзирая на это в качестве основной тенденции российского рынка грузового автотранспорта следует отметить именно рост. Он составил по отношению к соответствующему периоду прошлого года 22 процента. Это в конкретном выражении около четверти миллиона различных транспортных единиц.
Хотя в целом отмечается рост всех сегментов отечественного авторынка, однако тревожной тенденцией является сокращение на нем доли российских автомобилей. На сегодня она равна примерно 44 процентам. А ведь еще в прошлом году она превышала половину всех машин. Около семи процентов составляют «отечественные иномарки», причем можно уверенно утверждать, что она будет возрастать. И еще 42 процента автопарка составляют импортные грузовики. И именно в данном сегменте рост объемов продаж является особенно ощутимым, причем не только в отношении новых автомашин, но и имеющих пробег тоже. Причем необходимо отметить противоположность процессов, происходящих на отечественном и европейском рынках. В Европе объемы продаж падают, застой у них продолжается в полную силу. Даже такой индикатор рынка как «MAN» в секторе коммерческого автомобильного транспорта потерял за первые полгода 5 процентов выручки. И аналитики прогнозируют дальнейшее сокращение рынка процентов на десять. Поэтому сегодня именно Россия многими крупными производителями воспринимается как спасательный круг. Кстати, отечественные производители от кризиса 08-09 оправились достаточно быстро. И хотя падение рынка имело значительные размеры, восстановление прошло не менее интенсивными темпами. Дискуссионным остается вопрос готовности наших производителей к новому периоду стагнации. А она обычно не предупреждает о своем приходе. Хотя, конечно, опыт такой наши производители уже накопили и те, кто выжил, хорошо закалился. Если же спрос сильно упадет, то тут очень многое будет зависеть от решений государственных органов. В частности спасение может прийти через госзаказ. Именно так в период кризиса был удержан на плаву «КАМАЗ».
Продолжим немного о тренде. Рост продаж грузовых иномарок обусловлен в общем виде ростом благосостояния и доходов покупателей. К тому же лизинг нивелирует высокие цены этих моделей. Победа пришла к тем производителям, которые оказались способны обеспечить низкую стоимость владения и оперативность, и качество сервиса.
Необходимость модернизации автопарков в отрасли грузоперевозок сомнений уже давно не вызывает. В область задач государства входят экология и безопасность дорожного движения. Это означает, что по дорогам должны передвигаться новые машины. А на сегодня две трети наших грузовиков старше 10 лет. Чуть меньше соответствуют классу по экологии Евро-0.
Ускорения обновления автопарка можно добиваться разными способами. Скажем ограничением срока эксплуатации машин. Спорный способ, который способен и к социальному взрыву привести. Да и последствия могут оказаться самые непросчитываемые. А вот сделать эксплуатацию старых машин невыгодной экономически с помощью системы налогов можно вполне. Но в целом, решение вопроса реально только с применением финансовых инструментов достаточно современных. Без кредитов и лизинга просто не обойтись, в Европе показатель лизинга приближается к 80 процентам, у нас он гораздо ниже.
В целом же, отечественный грузовой авторынок уже можно характеризовать как цивилизованный. Во всяком случае, когда мы говорим о новой технике. Продажи осуществляются через дилерские сети, конкуренция высока, сервис развивается быстрыми темпами. Покупателя сегодня достаточно просвещенные и хорошо ориентируются в проблемах рынка. Так что вообще в будущее можно смотреть с оптимизмом, но очень осторожным.
Комментариев 0