Городская мобильность: русское решение
23-04-2014, 06:24
- Авто новости
- Александр Новикович
- 9 983
- 1
То, что транспортная система российских городов предельно перегружена, является всем известным фактом. Исцелить ее можно исключительно с помощью комплексного научного подхода. Что является ключевой проблемой современных российских мегаполисов? Конечно же, несоответствие возможностей и потребностей в доставке грузов и пассажиров. Наука определяет мобильность как существование способности к быстрым действиям и передвижениям. А именно с этим на улицах российских городов с буквально каждым днем дело обстоит все хуже и хуже.
Впрочем, нельзя сказать, что за рубежами нашей страны дела обстоят много лучше, несмотря на огромное количество самых различных проектов в этой области. Но нас-то в первую очередь волнуют именно отечественные проблемы. И поэтому нужна и грамотная теоретическая база и вдумчивый практический подход для разрешения назревших проблем. А в ней имеются несколько неожиданные аспекты. Ведь транспорт является феноменом двойственным и противоречивым. Он одновременно является и производительной силой экономики и относится к сфере обслуживания. Причем в России его не учитывают ни в первой области, ни во второй.
И когда речь идет о планово-отчетных показателях отчетливо вырисовывается преобладание интересов транспортного предприятия над интересами пассажиров и клиентов.
Нужно помнить, что транспорт выступает в качестве элемента, объединяющего определенные территории и придающего им целостность. Поэтому соблюдение баланса в этой области тоже необходимо. Транспорт способен создавать эффекты так называемой «инверсии» пространства. Когда точки, расположенные на больших дистанциях для пассажиров и грузов оказываются более доступными, чем расположенные вблизи, но не связанные транспортными артериями. Но для пассажиров и грузов то как раз важно время — мы же всегда скажем - «в получасе езды от работы», а не « в 10 километрах от офиса». То же касается и грузоперевозок.
Поэтому вполне очевидно, что транспорт является объединяющим элементом, на основании анализа транспортных путей выявляются реально действующие механизмы жизнедеятельности общества и экономики. С помощью анализа транспортных проблем можно прийти к пониманию социальных, градостроительных и иных сходных процессов. Мало кто задумывается, что плохо работающий транспорт отнимает у людей совершенно невосполнимый ресурс — жизнь. Каждые лишние 10 минут проведенные в транспорте по дороге к месту работы и столько же обратно в день — это 140 минут в неделю, 9 часов в месяц, почти 5 дней в год и полгода только за дееспособный период нашей жизни. А ведь сегодня в Москве и других мегаполисах многие проводят в дороге до 6 часов в день. Как назвать подобные потери времени? И уж если нельзя снизить время в пути, то стоит попытаться хотя бы создать удобство пребывания в пути, чтобы человек не вываливался из автобуса или трамвая в виде скомканной тряпки, неспособной ни к какой позитивной деятельности. Надо попытаться сделать доступными для пассажиров современного общественного транспорта и отдых, и работу, и учебу. Тем более что возможности современных мобильных компьютерных устройств технически это позволяют. Но пока незаметно, чтобы подобные мысли достигли начальственных голов. А за это, честное слово, стоит побороться.
Комментариев 1