Третья жизнь шины
26-04-2014, 10:18
- Статьи / Автосервис
- Александр Новикович
- 4 518
- 0
Разработчики новых моделей шин все чаще при их проектировании включают в конструкцию изделия возможность неоднократной нарезки их протектора. Таким образом, обеспечивается продление потенциального срока эксплуатации шины, и его покупка становится для транспортников более выгодной.
Конечно покупка новых шин всегда лучше, но дороже. Есть сервисы купонов на скидки, http://www.kupomir.ru/, применяя которые можно сэкономить некоторую сумму, но возникает другая проблема, утилизация изношенной резины. И транспортники стараются продлить срок эксплуатации шин.
Возможность нарезать протектор возникла с повышением качества внутреннего каркас грузовых шин, особенно если их эксплуатация осуществлялась на дорогах с приличным покрытием. Многими потребителями было замечено, что, хотя протектор подвергся сильному износу, собственно каркас изделия остается во вполне приличном состоянии.
Именно в тот период и зародились идеи об увеличении глубины протектора. Износ его рисунка сильно меняет поведение покрышки на дороге, в первую очередь ее возможности по сцеплению с дорожным покрытием. Это сказывается и на безопасности движения, особенно при поездках по мокрым дорогам. Увеличение толщины протектора, которое, казалось бы, напрашивается в этой ситуации, ничего не даст. Как показали исследования, первые миллиметры поверхности протектора изнашиваются в два раза скорее, чем последние. И износ тем быстрее, чем выше его рисунок. Возрастает и расход топлива, а инерционные силы дополнительно деформируют высокий протектор. Разгадка такого явления в повышенном уровне вибрации и увеличенном нагреве покрышки с новым протектором. И решается проблема относительно небольшой глубиной самого протектора, которая компенсируется увеличением подканавочного слоя, позволяющего провести дополнительную нарезку. И тогда после нарезки, которая производится с обязательным учетом рекомендация фирмы-производителя, благодаря увеличению общей поверхности соприкосновения дорожного покрытия и протектора, пробег шины значительно увеличивается.
Правда, называть какие-то конкретные числа в данном случае достаточно сложно. Ведь износ шин грузовика происходит в индивидуальном порядке для каждой транспортной единицы. И точный расчет произвести возможно только после проведения всестороннего обследования всех входящих в автопарк транспортных средств. Значительное число экспертов-практиков считает, что размер пробега поддается увеличению до 30 процентов от первоначальной величины. Не нужно, также, забывать и об экономии топлива. Ведь после проведения нарезки, сопротивление качению шины снижается значительно. И грузовик с изношенными покрышками может оказаться процентов на 10 экономичнее, чем машина, «обутая» в новую резину.
Напомним, что проводить нарезку можно и на новой резине и на восстановленной. Многие руководители транспортных компаний считают, что оптимальным будет цикл, при котором сначала после износа производится нарезка протектора, затем, когда износится и он, производится его наварка. И так до трех раз. Точки зрения по данному вопросу могут сильно различаться.
Интересно, что существует всего лишь один нормативный документ, который регламентирует нормы использования автомобильной резины в целом и конкретно покрышек, восстановленных способом нарезки. Это Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств». И в нем имеется одно единственное предложение, определяющее нормы использования шин после нарезки. Если его перевести с технико-бюрократического языка на русский, то оно значит, что допустимо применение на тягачах шин, восстановленных нарезкой и на ведущих и на подвесных осях. На полуприцепах и прицепах — на всех осях. На троллейбусах и автобусах — только на ведущих задних осях.
Перевозчикам, работающим за рубежами России остро необходимо разбираться в национальных правилах каждой из стран, через которые проходят их маршруты в отношении норм применения нарезанной резины. Иначе могут возникнуть серьезные конфликты с местной дорожной полицией.
На сегодня, к сожалению, в Российской Федерации существует проблема дефицита качественного оборудования для нарезки шин. Также налицо и недостаток обученного и квалифицированного персонала, имеющего опыт в этой области. Хотя на современном рынке можно найти широкую линейку работающих на сетевом токе машинок, служащих для нарезки проектора. Дешевые китайские модели обходятся в суммы порядка 300 долларов, американские и европейские доходят до 500.
В каталогах резины для грузовиков большинства известных фирм-производителей к каждой модели шины прикладывается схема ее возможной нарезки с указанием допустимых ширины и глубины нарезов. Остаточная глубина протектора покрышки не должна перед нарезкой быть менее 3 миллиметров. Меряется она в наиболее изношенных точках протектора. Продукцию отечественных «кулибиных», продающих нарезанные шины через Сеть по ценам порядка 100 долларов США приобретать не рекомендуется.
Комментариев 0