Отечественный рынок моторных масел
Большинство экспертов сходятся на том, что для российского рынка моторных масел характерной тенденцией выступают процессы по увеличению долю качественных масел, ужесточения конкуренции между основными производителями и постоянно возрастающие потребительские требования покупательской аудитории.
Еще одной заметной тенденцией можно назвать увеличение доли новейших синтетических моторных масел и постепенную сдачу позиций старыми марками. За последние годы количество новинок успешно реализовано в области производства и применения моторных масел в Соединенных Штатах и европейских государствах. Изменилась и система взаимоотношений между производителями и потребителями этой продукции. Скажем, сегодня производитель автомобильной техники имеет реальную возможность потребовать изменения состава масел, которые используются в производимых им автомобилях. Постоянно и регулярно производится тестирование новых образцов масел, достигнута договоренность о том, что при соответствии качества моторного масла требованиям производителя автомашин, то на емкостях с маслом может быть нанесен фирменный знак производителя автотехники. Он служит подтверждением оптимальности применения данного масла в механизмах машин, изготовленных на производителем данной автотехники.
Тем не менее, невзирая на достижение высокой степени совершенства современных моторных масел, работы по улучшению их качества не останавливаются. Причем, большинство изготовителей масел ведет их скоординировано с производителями автомобилей. Это не удивляет, ведь по своей сути моторные масла являются одним из конструктивных элементов силовых установок автомобилей. Поэтому любые изменения в составе грузового автопарка страны отражаются и на рынке смазочных материалов.
Сегодня можно говорить даже о перенасыщении отечественного рынка моторных масел. Среди производителей, представленных на нем, безусловными лидерами выступает четверка отечественных предприятий. В ее составе «Лукойл», «ТНК-ВР», «Роснефть», «Газпромнефть-СМ». Именно благодаря этим производителям отечественный рынок получил премиальный моторные масла, в полной мере соответствующие западным требованиям и спецификациям таких гигантов как «MAN», «Cummins» и «Volvo».
Кризис со знаком «Премиум». К сожалению, пока еще невозможно в производстве обойтись без импортных загустителей и различного рода присадок. Тем не менее, доля моторных масел отечественных производителей на рынке в сегменте премиальных масел постоянно возрастает. Кстати, толчок к данной тенденции дал кризис 2008 года, как ни странно это звучит. Компании, имеющие значительные автопарки вследствие кризиса вынуждены были обратить внимание на расходы на ГСМ. В результате ожесточившейся конкурентной борьбы за покупателя победителями вышли отечественные производители.
Кроме собственно товаров, рынок моторных масел характеризуется и развитием сервисной индустрии. Так, широкое распространение получила на нем такая услуга от крупных производителей как мониторинг качества масла. В процессе эксплуатации автомобильной техники регулярно производится отбор проб масел, отправляющихся на испытания в лаборатории. Подобная практика дает возможность определения оптимальных сроков использования масел с учетом всех сопутствующих факторов, таких как виды используемого топлива, условий эксплуатации автопарка и т. п.
Так что можно констатировать, что сегодня на рынке ГСМ существуют предложения в полной мере способные удовлетворить спрос на высококачественный продукт. Подавляющая часть моторных масел для грузовых автомобилей производимые отечественными предприятиями рассчитываются на увеличенные интервалы замены. Естественно, при том условии, что качество топливо будет на должном уровне. Уже сейчас заметна тенденция, что автопарки с преимущественно импортной техникой проявляют стремление к снижению количества замен масла. И серьезные производители оказывают им помощь в увеличении межсервисных интервалов. Так, скажем, известный игрок на рынке ГСМ «TOTAL» продвигает патентованную систему мониторинга «ANAC», включающую не только проверку состояния масел, но и общего технического состояния агрегатов и узлов автотранспорта.
Специалистами прогнозируются качественные изменения рынка масел для грузовых автомобилей, при этом возможно даже некоторое его количественное уменьшение. Парки будут получать новую технику, процедура замены масел станет более редкой. Возрастут темпы, с которыми утилизируется старая техника. Как скоро это произойдет? Сказать точно это вряд ли получится, но все предпосылки для подобных процессов уже назрели, теперь очередь за государственными структурами, нужно ждать, когда они скажут свое слово. И пока законодатель не требует жесткого соблюдения экологических норм, представители бизнеса будут продолжать использование наиболее дешевых и одновременно и самых вредных для окружающей среды продуктов ГСМ.
Комментариев 0